Переход на форум
Проект форума nemirov41.forum24.ru

Поле боя-Львовский выступ. Июнь 1941-го.



4-я отдельная корпусная авиаэскадрилия

Согласно проекта организации механизированных корпусов, представленных Сталину наркомом обороны Тимошенко и начальником Генерального штаба Шапошниковым 27 мая 1940 г., в составе управления механизированного корпуса предполагалось иметь авиаэскадрилью в составе двух отрядов: разведывательного и связи. В каждом отряде должно было быть по 6 самолётов.

В январе 1941 года принимается штаты №15/53 (мирного времени) и №015/53 (военного времени) для авиаэскадрилий эскадрильи механизированного корпуса.

Штат отдельной корпусной авиаэскадрилии
Численный состав и матчасть авиаэскадрилии
Матчасть авиаэскадрилии по состоянию на 25.04.1941 г.

Примечания: 1. АКС - автокомпрессорная станция; 2. АРС - авторазливочная станция; 3. ПАРМ - подвижная авторемонтная мастерская; 4. Б3-35 - бензозаправщик; 5. ВМЗ - водомаслозаправщик.
Самолёты ББ-1 (ближний бомбардировщик), выпускавшиеся серийно с 1940 г. под обозначением Су-2 в корпусные эскадрильи поступить не успели. Вместо них использовались самолёты Р-5, Р-5ССС, Р-Z.

В 4 механизированном корпусе формировалась 4 отдельная корпусная эскадрилья, которая позднее сменила номер и стала именоваться 104 ОКАЭ (в/ч 1923). Командовал эскадрильей майор Максимов Григорий Владимирович.

На 1 ноября 1940 года в эскадрилье было 84 человека, 7 самолётов Р-5ССС, 5 прочих самолётов, 1 легковая, 3 специальных и 3 грузовых автомашины. Аэродром базирования - Женска-Русска. Казармы для личного состава находились во Львове в районе железнодорожного вокзала, предположительно на улице Пирецкого.

В начале 1941 г. самолётный парк 4 КАЭ состоял из 9 Р-5ССС.

Р-5 ССС из состава ВВС КОВО. Фото с сайта http://www.airwar.ru
Р-5 погранвойск НКВД. Фото с сайта www.bellabs.ru
Р-Z - заправка топливом с бензозаправщика на ЗИС-5. 1935 г. Фото из журнала "Авиация и Космонавтика", №1997-04 / М.Маслов - "Самолет-разведчик Р-Зет (Р-Z)"
Р-5 заводят автостартером на шасси ГАЗ-3А. Фото с сайта www.bellabs.ru
Диорама с самолетом. Журнал М-хобби, №4 2005

Согласно доклада о готовности и обеспеченности корпуса по состоянию на 25 апреля 1941 г., подготовленному начальником штаба 4 МК подполковником Черниенко, в эскадрилье имелся сверхкомплект начальствующего состава, связанный с переходом эскадрильи на новый штат. В докладе также отмечено, что 4 ОКАЭ не имеет ангаров для хранения матчасти, вследствие чего она преждевременно выходит из строя.

По воспоминаниям ветерана эскадрильи Шейнкмана Якова Михайловича, который служил с осени 1940 г. в должности летнаба, к июню 1941 г. в эскадрилье было уже 33 самолёта У-2, Р-5, Р-5ССС и Р-Z. Однако материальная часть была старой, состояние её было неудовлетворительным, что привело в мае 1941 г. к разрушению в полёте самолёта У-2 (отвалилось крыло) в 30 км от Львова во время отработки слепого полёта. При этом погибли капитан Смирнов (заместитель командира по лётной части) и лётчик Сорокин. В результате инспекции проведённой командующим ВВС КОВО генералом Птухиным в ОКАЭ оставлены 2 У-2, остальные самолёты разобраны и отправлены на ремонт в окружные авиамастерские. По описанию Я.М. Шейнкмана, эскадрилья располагала значительными наземными службами: "Автотранспорт у нас был свой: грузовики БАО и автобусы." Это частично подтверждается докладом Черниенко, согласно которому 4 ОКАЭ располагала на 27 апреля 1941 г. следующей наземной техникой:

В то же время отмечалось, что эскадрилья не располагает стационарными мастерскими и ремонтными средствами к ним. Кроме того, 4 ОКАЭ располагала только одной открытой площадкой для размещения техники, на которой находилось 16 машин (12 на шасси ГАЗ и 4 машины на шасси ЗИС).

22 июня в 3 часа ночи личный состав подняли по тревоге, выдали НЗ, частично личное оружие, два экипажа отправлены на аэродром. В результате бомбардировки противника один самолёт был выведен из строя. По воспоминаниям Я.М. Шейнкмана, эскадрилья получила приказ "установить связь с танковой дивизией Федоренко, части которой занимали участок вдоль границы на протяжении 150 километров." Вероятно, имеется в виду 8 танковая дивизия полковника Фотченкова Петра Сергеевича. 23 июня личный состав эскадрильи начал эвакуацию из Львова по маршруту Львов-Золочев-Тарнополь-Проскуров. Колонны соединились на окраине Житомира, и вскоре лётный состав был распределен по частям ПВО Киева для облегчения распознавания самолетов. В конце августа 1941 г. личный состав 104 ОКАЭ был собран и, под командой майора Максимова, направлен в район Прилуки для переформировки и получения матчасти. Вырвавшись из Киевского котла, остатки эскадрильи были распределены по различным частям: некоторые были направлены на переучивание в ночные бомбардировщики, часть лётчиков зачислили в 316 РАП. На этом история 104 ОКАЭ, как единого подразделения заканчивается.

История в лицах.

О командном и личном составе 104 ОКАЭ на сегодняшний момент известно немного:

Фотография
Должность
Майор Максимов Григорий Владимирович


Капитан Малоштан Николай Павлович, военком эскадрильи. Наградной лист на капитана Серова А.П. подписан капитаном Малоштан. В свою очередь, капитан Малоштан Н.П., штурман 902 АПНБ (на самолётах Р-5) 66 АД ЮЗФ, представлен к награде 02.12.1941. Предположительно, по совпадению звания, фамилии, типа самолётов и ТВД - речь идет об одном и том же человеке


Капитан Серов Алексей Павлович, помощник начальника штаба. В наградном листе от 10.12.1941 указано, что фактически исполнял обязанности начальника штаба во время ведения 104 ОКАЭ активных боевых действий; предположительно занимал эту должность и к началу войны


Капитан Смирнов, заместитель командира по лётной части. Погиб в результате авиакатастрофы в мае 1941 г.


Воентехник 1 ранга Благой, начальник техчасти


Старший лейтенант Сергеев, помощник командира по м/о


Ст. лейтенант Кауфман Матвей Семенович. Ст. лейтенант Кауфман М.С. представлен к награде, будучи в должности начальника связи АЭ 637 АПНБ ЮЗФ. В приказе отмечено, что он находился на фронте с 22 июня и выполнял вылеты на самолёте У-2. Кауфман упомянут также в воспоминаниях летнаба 104 КАЭ Шейнкмана Я.М. Предположительно, по совпадению фамилии, типа самолётов и ТВД - речь идёт об одном человеке.


Младший лейтенант Чернышев, летнаб. Погиб при выходе из Киевского котла в районе Миргорода. Уроженец Харькова


Мл. лейтенант Шейнкман Яков Михайлович [1], летнаб. К началу войны был в экипаже Сорочкина


Солонько, командир автороты


Сорочкин, пилот


Васильев


Зиновьев


Корнейчук


Савчук Николай. Не вернулся из боевого вылета на самолёте Су-2, находясь в составе 316 РАП осенью 1941 г. Уроженец Киева


Сорокин. Погиб в результате авиакатастрофы в мае 1941 г.


Источник фотографий:
[1] Фото с сайта www.iremember.ru

© Егор Окунев, Санк-Петербург, 2011

"Проект Немиров-41"2011 год.


free counters